Индийский суп Расам
- 50 г красной чечевицы
- 2 больших помидора «бычье сердце»
- 2 зубчика чеснока
- 2 небольших красных чили
- 1 маленький пучок кинзы
- 3–4 веточки мяты
- сок половины лайма
- топленое масло
- 1,5 ч. л. семян зиры
- 0,5 ч. л. семян горчицы
- щепотка гарам масалы
- 0,5 ч. л. молотой корицы
- соль
ПОШАГОВЫЙ РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Помидоры облейте кипятком, затем холодной водой, удалите кожицу. Нарежьте мякоть небольшими кусочками. У чили удалите при желании семена, мелко порубите мякоть, смешайте с помидорами.
Чечевицу залейте 1 л холодной воды, на среднем огне доведите до кипения (не солите!) и варите под крышкой 7 мин.
В сковородке нагрейте немного масла, положите зиру и горчицу. Обжаривайте на среднем огне, потряхивая, 1–2 мин. Переложите в ступку и растолките как можно мельче. Добавьте к помидорам с чили вместе со всеми остальными пряностями и соком лайма.
Мелко нарежьте листочки мяты и кинзы. Взбейте помидоры с чили и пряностями вместе с зеленью блендером до однородности. Влейте в кастрюлю с чечевицей.
Раздавите, очистите и мелко порубите чеснок. В маленькой сковородке разогрейте еще немного масла. Всыпьте чеснок, обжарьте, 30 сек.
Переложите содержимое сковороды в суп. На среднем огне доведите суп до кипения, уменьшите огонь, закройте крышкой, готовьте 2–3 мин. Снимите с огня, дайте настояться, 10 мин. Подавайте горячим.
№13 (165) июль 2013
Таблица мер и весов
Насколько вероятно, что при случае вы порекомендуете Гастроном своим друзьям и знакомым?
точно НЕ порекомендую
Спасибо! Ваше мнение важно для нас.
РАСА — определение группы людей, которая выделяется на основе как исторически возникших и наследственно обусловленных биологических особенностей, так и на основе социально конструируемого восприятия, возникшего в ходе европейской колонизации мира и европоцентристских научных концепций (см. Европоцентризм). В традиционной науке принято деление человечества на три “большие расы” (европеоидная, монголоидная и экваториальная, илинегро-австролоидная) и расовые подтипы (В. П. Алексеев, В. В. Бунак, М. М. Герасимов). В основу этих классификаций были положены внешние физические признаки (цвет кожи, свойства волос, строение лица и др.). Современные классификации включают большее число генетических систем, в т. ч. группы крови, белков сыворотки, ферментов и др. (Т. И. Алексеева, А. А. Зубов, А. Г. Козинцев). Современная расовая таксономия основывается на трех постулатах относительно фенотипического разнообразия человеческого вида: естественном отборе, селекции через изоляцию и генетический дрейф, а также социальной и культурной селекции. Т. о., многие расовые характеристики представляют собой адаптацию к особому типу природных условий, т. е. раса есть Своего рода отражение климата. Однако и в данном случае расовое деление крайне условно, и тем более необоснованно относить к расовым типам определенные этнические общности, а также индивидов однородных групп к разным расовым типам.
В науке было много споров по поводу использования понятия “раса” и того, что составляет человеческую расу Этот термин всегда носил условный и многозначный характер, что, однако, не мешало использовать его в целях социальной дискриминации. Было создано огромное число мифов для обоснования естественной иерархии человеческих групп на основе физических и культурных особенностей ее членов, а идеология и практика расового неравенства и дискриминации назътаетсярасчзмом. Эти мифы продолжают воздействовать на общественное сознание, а расизм существует даже в расовооднородных обществах. Современная наука отвергает представления о превосходстве одних рас над другими. Принято много международно-правовых документов, осуждающих и запрещающих идеологию расизма. Существуют антирасистские национальные правовые нормы и общественные организации, движения. Однако это не устраняет расовых предубеждений и дискриминационных практик в целом ряде государств. Именно по морально-политическим причинам современные ученые, как правило, осторожно пользуются понятием “раса”, особенно в качестве одной из классификационных характеристик этнических общностей (народов).
Более признанным является взгляд, что градация фенотипов представляет определенный континуум и расовые категории являются произвольными. Генетические взаимосвязи не позволяют выделить определенный набор объективных критериев для разделения людей по расовым типам. Понимание расы как комплекса генетически предопределенных черт фактически отвергнуто современной наукой. Раса рассматривается скорее как одна из форм социальной классификации, которая используется в том или ином обществе. В то же время существует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия. Это разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции и именно через эти эволюционные механизмы возникает разнообразие человеческих типов, давшее основание для понятия “раса”. Концепция расы используется физическими (биологическими) антропологами как средство различения основных феиотипических подразделений человеческого вида и как средство исторических реконструкций при изучении древних популяций и культур. Некоторые ученые определяют расу как социальную классификацию, основанную на мнимых физических характеристиках, а этничность — как классификацию на основе культурных черт. Все более распространенным становится понимание расы как варианта этичности: расовая группа — это этническая группа, члены которой рассматриваются как физиологически отличные от других, если не самими членами группы, то по крайней мере, другими. В целом очень немногие из существующих обществ являются в расовом и этническом отношениях гомогенными.
Лит.: Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979; Он же. Этногенез. М., 1986; Сунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 9КО;Дебец Г. Ф. Расы, языки, культуры.— В кн.: Наука о расах и расизм. М.—Л., 1938; Расы и общество, под ред. Ю. В. Бромлея. М., 1982; Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1963; GouMS.J. The Mismeasure of Man. N.Y, 1981; Gregorys; SanjekR. (eds). Race. New Brunswick, 1994; Harris M. Palterns of Race in ihe Americas. N. Y., 1964; Montagu A. (ed.). The Concept f Race. N.Y, 1964.
В. А. Тишков
РАСА (санскр. rasa, букв. — вкус) — основополагающая категория индийской эстетики; особого рода эмоциональное переживание, которое испытывает наделенный восприимчивым сердцем слушатель поэзии или театральный зритель. Концепция расы была детально разработана уже в эпоху Натьяшастры (“Наука театра”, компендиум, сформировавшийся ко 2—3 вв.). В трактате описано восемь видов расы: наслаждение (SnigSra), смех (häsya), горе (karuna), гнев (raudra), героизм (vTra), страх (bhayânaka), отвращение (bîbhatsa) и удивление (adbhuta) (Натьяшастра 6.15). Одна из рас выбиралась в качестве главного чувства драмы и становилась своего рода результирующей эмоцией, которую в определенный момент должны были испытать все находящиеся в театре зрители.
Сравнивая с европейскими жанрами можно сказать, что древнеиндийская драма Напоминала трагедию, если ее расой была каруна, возбуждавшая в зрителях чувство горя, в случае смеховой расы — хасьи — представление было ближе к комедии, а раса героизма — вира неизбежно придавала действию черты героической драмы и т. д.
Основной целью создателя театрального представления (а позднее и автора поэтического текста) было не столько развитие действия или сюжета, сколько поэтапное усиление чувства и создание определенного эмоционального образа. Данной цели служили все выразительные средства, которые рассматривались как своего рода основа, “тело” драмы, полностью подчиненные “душе”, или расе. В Натьяшастре подробно описаны приемы воссоздания расы, предстающей как естественный результат взаимодействия различных элементов спектакля. В первую очередь следовало заботиться о т. н. причинах (vibhäva) и проявлениях (anubhäva), являющихся внешними предпосылками создания расы (типа костюма, грима, верно выстроенной мизансцены и т. д.). Их соединение способствовало возникновению особых душевных состояний — бхав, непосредственно ответственных за возбуждение расы. Саттвика бхавы представляли собой непроизвольные проявления эмоционального состояния героя, типа румянца, обморока или слез, и служили для достоверной передачи изображаемых эмоций. Вьябхичари бхавы интерпретировались как преходящие или неустойчивые психологические состояния. Возникая ненадолго, они выполняли ответственную роль, продвигая действие вперед и создавая определенный эмоциональный фон. И наконец, восемь стхайи бхав, или устойчивых психологических состояний, полностью совпадали с восемью расами и при определенных условиях в них переходили. Данная иерархия представляет как бы “технические” характеристики достижения расы, трактуя ее как элемент драматической структуры.
В Натьяшастре есть и другое описание расы, характеризующее ее воздействие на зрителей и раскрывающее ее рецептивный аспект. Сюда относится все то, что касается процесса возникновения расы из стхайи бхавы, установления символики цветовых соотношений и ряда богов-покровителей, а также толкования самого названия расы, проводимого на основе сравнения с наслаждением знатока от умело приготовленной пищи. Примечательно, что прямо значение расы как “вкуса” в Натьяшастре нигде не объясняется. Ее сущность не раскрывается в точных определениях, а устанавливается по интуитивно найденным аналогиям. Утверждается, что подобно тому, как вкус возникает из совокупности различных специй, трав и приправ, так возникает раса из сочетания различных бхав. И как шесть вкусов (горький, сладкий и т. д.) воспроизводятся патокой и другими приправами, так стхайи бхавы достигают качества расы, будучи обогащенными разными бхавами. Другая аналогия: подобно тому, как вкус пищи нельзя установить никак иначе, как только попробовав ее, так и расу невозможно воспринимать на слух или Визуально, а лишь специфическим образом — в процессе вкушения. Каким же образом в реальности достигалось это театральное вкушение? Этот вопрос волновал и создателя Натьяшастры, поскольку он непосредственно задал его в тексте трактата. Однако вопрос остался без ответа, поскольку подлинная сущность расы практически невыразима и постигаема интуитивно, по типу озарения или догадки. Раса возникает как совершенно новое качество, представляющее собой нечто иное, отличное от того, что ее породило. Строго говоря, расу нельзя было создать, ее можно было лишь вызвать, предугадать ее появление, верно сочетая разнообразные бхавы, точно так же как гурман предугадывает и создает вкус пищи, добавляя в нее те или иные специи. Именно поэтому попытка уточнить, как появляется раса, приводит в Натьяшастре лишь к установлению еще одной аналогии — сравнению с царем (стхайи бхавой) и окружающей его свитой (другими бхавами), призванной в первую очередь продемонстрировать чрезвычайно высокий статус расы.
Лет.: DeS. К. History of Sanskrit poetics, ν. 1—2. Calcutta, 1900; SankaranA. Some Aspects of Literary Criticism on Sanskrit of the Theories of Rasa and Dhvani. Madras, 1929; Raghavan V. The Number of Rasas. Madras, 1940; Οίο/” R. The Aesthetic Experience According to Abhinavagupta. Roma, 1956; Varna K. M. Seven Wwds in Bharata. What Do They Signify Bombay 1958; MassonL L„ Palwardhan M. N. Aesthetic Rapture. The Rasadhyaya of the Nätyasäsira, v. 1, Text; v. 2, Notes. Poona, 1970; KaneP. V. History of Sanskrit Poetics. Delhi—Patna—^ranasi, 1971; GerowE. Indian Poetics. Wiesbaden, 1977; UpadhyayA. The Kävyänusäsana ofAcarya Hemachandra. A Critical Study. Ahmedabad, 1987.
Я. Р. Лидова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
.
У этого термина существуют и другие значения, см. Раса (значения).
Критерием отличия расы от вида является отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.
Расы людей
Череп, обнаруженный в 1795 году в Грузии, использованный Блуменбахом для обоснования гипотезы о происхождении европейцев с Кавказа
Расоведение изучает классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки.
Расоведение получило особенное распространение в национал-социалистической Германии и др. западноевропейских странах, а также ранее в США (Ку-клукс-клан), где служило обоснованием институционализированного расизма, шовинизма и антисемитизма. Велик вклад в расоведение советских учёных (таких, как В. В. Бунак, В. П. Алексеев и др.).
Иногда расоведение отождествляют с этнической антропологией. Однако последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, то есть племён, народов, наций, и происхождению этих общностей.
В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, антропология ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования антропология вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в антропологии имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения некоторых вопросов медицинской географии.
Отрицание существования рас
При всей внешней несхожести, расы одного ствола связаны большей общностью генов и ареалов, нежели соседние расы. Согласно Большому Советскому Энциклопедическому Словарю, существует около 30 человеческих рас (расово-антропологических типов), объединенных в три группы рас, которые именуются «большими расами». Стоит отметить, что сами расы (малые расы) делятся на субрасы, и нет единого мнения относительно принадлежности тех или иных субрас к тем или иным расам (малым расам). Кроме того, разные антропологические школы используют разные названия для одних и тех же рас.
Типологическая концепция расы
В современном отечественном расоведении господствует популяционная концепция расы. Согласно ей, раса — это совокупность популяций, а не индивидуумов. Раса рассматривается как самостоятельное образование, имеющее свою собственную структуру. Признаки в пределах расы складываются в иные сочетания по сравнению с индивидуумом.
Природный ареал европеоидов — от Европы до Урала, Северная Африка, Юго-западная Азия и Индостан. Включают арменоидную, нордическую, средиземноморскую, фальскую, альпийскую, восточно-балтийскую, кавкасионскую, динарскую и другие подгруппы. Отличается от других рас в первую очередь сильной профилировкой лица. Остальные признаки широко варьируются.
Природный ареал — Центральная, Западная и Восточная Африка. Характерные отличия — курчавые волосы, темная кожа, расширенные ноздри, толстые губы и др. Выделяется восточная подгруппа (нилотский тип, высокорослый, узкосложенный) и западная подгруппа (негрский тип, круглоголовый, среднего роста). Особняком стоит группа пигмеев (негрилльский тип).
Пигмеи в сравнении с европеоидом среднего роста
Природный ареал пигмеев — западная часть Центральной Африки. Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие, этот физический тип можно классифицировать как особую расу. Возможная численность пигмеев может составлять от 40 до 200 тысяч человек.
Капоиды (бушмены, койсанская раса). Природный ареал — Южная Африка. Низкорослые, с инфантильными чертами лица. Имеют самые короткие и закрученные волосы. Кожа желто-бурая, не упругая — быстро появляются морщины, отвисает складка над лобком («готтентотский передник»). Характерна стеатопигия (преимущественное отложение жира на ягодицах), сильный лордоз. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами. Это параллельно возникшие приспособления к жизни в сходных условиях полупустынь.
Изначально населяли Восточную Евразию, сформировались на территории современной Монголии. Внешность отражает приспособление к условиям пустынь (пустыня Гоби — одна из самых больших по площади пустынь мира; находится в Монголии и северном Китае, территорию которых в основном населяют монголоиды). Главная черта — защита глаз от повышенной инсоляции, пыли, холода и т. д. Для этого служит узкий разрез век, дополнительная складка — эпикантус, тёмная радужка, густые ресницы, выступающие скулы с подушками жира, длинные (если не стричь) прямые и черные волосы. Выделяют две контрастирующие группы: северную (массивные, высокие, светлокожие, с крупным лицом и низким сводом черепа) и южную (грацильные, невысокие, смуглые, небольшое лицо и высокий лоб). Этот контраст вызван действием фактора инфантилизации в перенаселенных южных регионах. Молодая раса — около 12 тысяч лет.
Американоидная раса — раса, распространена в Северной и Южной Америке. Американоиды характеризуются прямыми чёрными волосами и «орлиным» носом. Глаза чёрные, шире, чем у азиатских монголоидов, но уже, чем у европеоидов. Эпикантус сравнительно редок у взрослых, хотя довольно част у детей. Рост американоидов часто очень высокий.
Австралоиды (австрало-океанийская раса). Древняя раса, имевшая огромный ареал, ограниченный регионами: Индостан, Тасмания, Гавайи, Курилы (то есть почти половина земного шара). Повсеместно вытеснялась и смешивалась с мигрантами. Включает группы: полинезийскую, меланезийскую, австралийскую, веддоидную, айнскую. Чрезвычайно разнообразная раса. Черты внешности коренных австралийцев — более светлая кожа коричневых оттенков, крупный нос, длинные волнистые волосы, выгорающие как пакля, массивное надбровье, мощные челюсти резко отличают их от африканских негроидов. Велико между ними и генетическое расстояние. Однако среди меланезийцев (папуасов) часто встречаются спиральные волосы, что, наряду с генетической близостью, свидетельствует о небольшом притоке мигрантов из Африки. Веддоиды — более грацильные австралоиды, изначально населяющие Индостан. По мере заселения Индостана европеоидными мигрантами они притеснялись как представители «низших каст». В Индонезии и Индокитае веддоиды смешались с южными монголоидами.
Древние и реликтовые расы
- гримальдийская
- кроманьонская
- Барма-Гранде
- шанселядская
- оберкассельская
- брюннская
- брюнн-пржедмостская
- ориньякская
- солютрейская
- натуфийская (Ближний Восток).
Названия указанных рас даны автором по названиям соответствующих археологических культур или — реже — отдельных археологических памятников.
Метисы и мулаты
Кроманьонцы, ранние представители современного человека в Европе и отчасти за её пределами, жившие 40-10 тыс. лет назад (период верхнего палеолита) — возможные предки европеоидной расы.
Телосложение кроманьонцев было менее массивным, чем у неандертальцев. Они были высокорослы (рост до 180—190 см) и имели вытянутые «тропические» (то есть свойственные современным тропическим популяциям человека) пропорции тела.
Хромосомные расы
Хромосомные расы животных или растений — популяции, имеющие общие видовые признаки и способные скрещиваться, однако имеющие различия в строении или числе хромосом. Хорошо изучены хромосомные расы многих видов грызунов и насекомоядных. Так, хромосомные расы возникли в результате робертсоновских транслокаций у домовой мыши Mus musculus
Литература
- М.Ф. Нестурх. Человеческие расы. — .: Просвещение, 1965. — 110 с.
- В.П. Алексеев. Новые споры о старых проблемах. — .: Знание, 1991. — 64 с. — ISBN 5-07-001788-8
- А. Азимов. Расы и народы = Races and People. — .: Центрполиграф, 2005. — 206 с. — ISBN 5-9524-0399-9
- C.S. Coon. The Races of Europe. — New York: The Macmillan Company, 1954. — 740 с.
Ссылки
- Раса — статья из Большой советской энциклопедии
- Антропология. Богатенков Д. В., Дробышевский С. В.
- Географическая локализация и краткое описание основных антропологических типов// Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. Учебник.
- Антропологический справочник, содержащий краткие статьи об основных единицах расовой систематики (антропологических таксонах).
- Антропологический форум на сайте «Хамаг Монгол»
- Исследования с выкладками генетических сравнений
- Race: Reality and Denial by Richard McCulloch
- Дробышевский С. В. Возникновение современных рас
- Боринская С. А. О митохондриальной Еве и генетическом разнообразии современного человечества на сайте Antropogenez.ru
Расам с помидорами и чечевицей
Помидоры залейте кипящей водой, варите на маленьком огне 3 мин., снимите с огня, дайте немного остыть в воде. Затем обдайте холодной водой, снимите кожицу, мякоть мелко порубите. Сушеные острые перцы прогрейте, держа щипцами над открытым огнем (газом) или обжарьте на сухой сковородке, 1–2 мин. Положите перцы в томатную массу.
Промойте чечевицу, залейте 1 л холодной воды, на среднем огне доведите до кипения (не солите!) и варите под частично закрытой крышкой почти до готовности чечевицы (7–10 мин. для рыжей и 15–20 мин. для зеленой). Снимите с огня, отставьте.
Тамариндовую пасту растворите в небольшом количестве теплой воды. В маленькой сковородке нагрейте 1/2 ч. л. масла, положите горошины перца и 1 ч. л. семян зиры. Обжаривайте на среднем огне, потряхивая, 1–2 мин. Переложите в ступку и растолките как можно мельче, добавьте в томатную массу с чили.
Добавьте в томатную массу замоченный тамаринд (или сок лайма), листья карри, мяту, кинзу, самбар или гарам масалу, сахар, корицу и гвоздику. Взбейте блендером до однородности. Влейте в кастрюлю, добавьте чечевицу с отваром.
Мелко порубите чеснок. В маленькой сковородке, где вы обжаривали специи, разогрейте оставшееся масло. Всыпьте оставшуюся зиру, семена горчицы и асафетиду. Дайте смеси прогреться на среднем огне, помешивая, 1 мин., добавьте чеснок, готовьте 30 сек., немедленно переложите содержимое
сковородки в суп.
На среднем огне доведите расам до кипения, посолите, уменьшите огонь, закройте крышкой, готовьте 2–3 мин. Снимите с огня, оставьте настаиваться на 10 мин. Подавайте горячим.
Если вы хотите сделать расам еще более сытным, подайте его с горячим рассыпчатым рисом басмати. Рис принято подавать отдельно в глубоких мисках, и каждый кладет его прямо в суп в тех количествах, в которых считает нужным. Кроме риса, к расаму подают пресные индийские лепешки. Но расам можно подать и в качестве отличной горячей закуски во время вечеринки – для этого разлейте его по жаропрочным бокалам.
Книги Гастронома: про супы
Карри — это и название индийской специи, и блюд, которые готовятся с этой приправой.