Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

Пятый день Великого Поста – особый. По окончании второй в этом году литургии Преждеосвященных Даров на средину храма выносится большой сосуд, наполненный зернами, вареными с медом, орехами, сухофруктами, и звучит канон мученику, жившему в далеком от нас IV в. – Феодору Тирону. Традиции освящения колива уже более полутора тысяч лет.

  • Что такое коливо
  • Как, когда и почему христианам Феодор Тирон помог
  • Чем отличается коливо от кутьи и сочива
  • Как приготовить дома
  • Когда освящают в храме
  • В чем смысл традиции
  • Молитвословия великомученику Феодору Тирону

Что такое коливо

Это греческое слово, которым у греческих христиан издавна принято называть пшеницу (либо другие злаки), сваренные с медом. Кроме того, как указывает известный церковный историк, издатель «Толковой Библии» (нач. XX в.) А.П.Лопухин, слово имеет также латинский эквивалент с тем же значением: «coliphia». Именно этой, самой простой пищей, питались самые бедные жители древнего Рима. Впоследствии в Церкви коливо стало ритуальной пищей, которая издавна:

  • освящалась на память великих святых, на большие праздники;
  • приносилась как поминальная в дни особой молитвы Церкви о усопших;
  • наконец, с 362 г. особым случаем освящения колива стала первая седмица Великого Поста. У этой традиции имеются исторические причины – возможно, породившие и особый «статус» колива в церковном обиходе вообще.
Выпечка:  Абхазура и Абхазура (Грузинские жареные острые тефтели

Как, когда и почему христианам Феодор Тирон помог

Чудо святого Феодора Тирона, который претерпел мучение и смерть за веру в начале IV в. (около 306 г.) случилось спустя более 50 лет после кончины мученика. Годы с 361 по 363 от Рождества Христова были очень непростыми для христиан: на престоле Римской империи тогда был Юлиан, прозванный «Отступником» за то, что, будучи крещенным христианином, отрекся от веры и попытался возродить в империи язычество.

Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

Мучение св. вмч. Феодора Тирона. Роспись. Греция. Метеоры

Начались не только репрессии – известно о многих пострадавших за Христа в краткий период его правления – но и кощунственные выходки, имевшие целью надругаться над верой христиан. Так, на первой седмице Великого Поста 362 г. император велел окропить кровью жертвенных животных, которых язычники приносили своим «богам» все, что продавалось на рынке в Константинополе, ввиду чего, по его мнению, христиане оказывались вынуждены вкусить «идоложертвенную» пищу, тем не просто нарушив пост, но – как бы почтив «богов».

При этом о замысле императора христиане не знали.

Ну а дальше произошло вот что:

«Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью»

При этом оказалось, что слово «коливо» было незнакомо архиепископу, так что святой пояснил, что это – пшеница, сваренная с медом. Тогда же он назвал и свое имя – Феодор, пострадавший за Христа. Случай, вероятно, положил начало не только традиции церковного употребления колива, но и почитанию святого, который этим чудом стал известен Церкви.

Как память о чуде, все последующие годы Церковь в субботу первой седмицы Великого Поста стала освящать коливо и раздавать его народу. Впоследствии традиция перешла из Византии и на Русь – и сохранилась даже до наших дней.

Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
Кононенко Алексей Анатольевич

Колыво

Издавна люди верили, что после смерти человека душа его продолжает поддерживать связь с живым миром. Потому, когда человек умирал – «отходил», – тело отдавали земле, а душе воздавали почести – устраивали поминальные обеды (трапезы, тризны). Для почитания души готовили особые ритуальные блюда: колыво, сыту (напиток из меда). Колыво готовили (и ныне готовят на похороны и поминки) из отваренных зерен ячменя и разбавляли сытой (ныне ячмень заменили пшеницей, а заливают подслащенным медом узваром). В обряде похорон колыво несли впереди покойника. Поминальный обед после похорон начинают и заканчивают колывом, беря его ложкой трижды. После этого колыво ставят на подоконник либо оставляют на столе – вроде душа покойника прилетает и угощается. Готовят колыво также на девятый, сороковой день поминок и на годовщину.

Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

А. Манастырский. Два приятеля. 1920 г.

Обязательным блюдом колыво было в рождественские вечера, на поминальной неделе после Пасхи, в поминальные субботы, когда, согласно народным поверьям, в вечерних сумерках в жилища приходят праведные души умерших родичей. Возле ритуальных блюд и напитков на покутье или на подоконнике клали ложки, мисочки с водой и чистый рушник – «чтобы было чем умыться и утереться».

«Вторая неделя после Великодня называется «поминальной». В старых письменных памятниках для этой недели есть еще название: Радуница. У стародавних славян Радуницей (или «весенней радостью») назывался, вероятно, целый цикл весенних праздников – время поминания мертвых. На совместном обеде раздают колыво с медом – его нужно есть натощак» (О. Воропай).

Зерно в колыве символизировало продолжение рода. Блюдо и обряд дохристианские. Колыво еще называли кутьей (это и есть разновидность кутьи) или сытой (потому, что поливали медовой сытой).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Кутья

«Кутья – яство поминальное. Согласно давним верованиям наших предков, во время тризны следовало кушать кутью с медом, чтобы душам умерших было сладко в потустороннем мире. Кутья на Святвечер символизировала эту тризну. С принятием христианства она не только не утратила свое значение, но и получила новый глубокий смысл. Давние символы: кутья (пшеничная каша), мед и мак стали символами единения всего рода, прошлых и сущих поколений и победы жизни. Цельные зерна пшеницы – вечная жизнь, мак – души умерших родичей, а пчелы и мед – символы христианства» (Ольга Вербенец).

Кутьей называют рождественское колыво. Само слово «кутья» греческого происхождения, в переводе – «вареная пшеница».

Кутья – древнее обрядовое кушанье из бобов или зерна, которое было жертвой покойнику. Святой вечер накануне Рождества называют богатой кутьей. Рождественская кутья имеет ритуальный характер. В кутью добавляли мед, мак, орехи, ставили на покутье, оставляли на ночь для предков. Кутья была обязательной среди двенадцати яств в Святой вечер.

Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

Кутьей хозяин приглашал мороз. Кутьей начинал вечерю, подбрасывая из ложки кутью к потолку, накликая счастье, здоровье, урожай (чтобы рожь высокой уродилась). Кутью носили дети родичам и близким, бабке-повитухе, делясь достатком.

Кутью готовили: первую – на Рождество; вторую – на Новый год; а третью – на Крещение. Перед Крещением целый день постились, потому третья кутья еще называется голодной кутьей.

Кутью должен был поставить на покутье мужчина, а еще лучше юноша. Под рушник, на который ставили кутью, мостили немного сена, чтобы скотинке сено уродило в новом году. Накрывали кутью обрядовым хлебом-кнышом или калачом. Рядом с кутьей ставили последний сноп – дидух – божество и символ будущего урожая, а также узвар – обрядовый напиток из фруктов.

Ныне чаще всего кутью готовят из риса, подслащивают сахаром, добавляют изюм, орехи и т. п.

Б) Пища обрядовая и ежедневная

Б) Пища обрядовая и ежедневная

Бобовые блюда. Борщ. Голубцы. Деруны. Душенина. Зубцы. Капустник. Каша. Кваша. Кисель. Колбаса. Колыво. Крашанка. Кровянка. Крученики. Кулеш. Кутья. Путря. Рыбные блюда. Сало. Сиченики. Соль. Студень. Сыр. Сычуг. Хляки. Юшка

В древние времена славяне, как и другие народы, употребляли полусырую пищу, мясо, ягоды, травы. В Х в. основной пищей были просо, гречка, молоко. Со временем начали готовить разные блюда, дополнять компонентами, усовершенствовать рецептуру приготовления, удивляя гостеприимством, вкусной едой и напитками иноземцев.

Благодатная природа позволяла брать к столу всего вдоволь: плодородная земля давала овощи, ягоды, фрукты, бобы и зерно; реки были полны рыбой, а леса и степи птицами и зверьем.

Ежедневная пища была простой и калорийной, ритуальная и обрядовая – праздничная – мало чем отличалась, разве что приправами и некоторыми деликатесами.

Согласно языческим обычаям, в поминальные дни готовили пищу и умершим, чтобы задобрить их. Выставление в праздники больше разной пищи (двенадцать блюд в Святой вечер) – это была благодарность за урожай прошлого и зазывание урожая года грядущего.

Со временем в обрядовой пище утрачивается языческая магическая символика. Это происходит и под влиянием новой религии. Если в язычестве некоторые животные были тотемами и их мясо запрещалось употреблять в пищу, то в христианстве утверждаются посты, когда нельзя употреблять скоромное: яйца, мясомолочные продукты и блюда из них. Христианский календарь постов, вероятно, позаимствован из языческого режима питания, но первооснова его и пояснения утрачены.

Многие традиционные блюда сохранилось с древних времен, некоторые немного изменились за счет того, что дополнились определенными компонентами. А некоторые блюда стали менее употребимы по разным причинам: мед – потому, что его стало меньше, да и других сладостей достаточно; квас-сыровец – потому, что много напитков изготавливается промышленным способом; сыта – потому, что мало стало меда; печенье «жаворонки» – потому, что утратился обряд. Некоторые блюда, как и раньше, готовятся только в определенные дни к сохраненным обрядам, такие как колыво, кутья, паска. Хоть в обрядовой пище, конечно, утрачивается религиозно-магическая символика, она в большинстве случаев является данью традиции и эстетическим украшением праздника или застолья.

Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

Пища

Кипит котел, но пища не готова,
Судить о ней пока что не пора,
Поскольку вкус хинкала или плова
Нельзя узнать по запаху костра.

Расул Гамзатов
Горцы всегда отличались равнодушным отношением к пище. Сдержанность в еде воспитывалась с детства, как достоинство.

Пища
Что ели наши предки?В основном питались мясом, молоком и растительной пищей. Летом – больше молочными продуктами, изредка дополняя рацион мясом. Зимой ели основательно: сушеное мясо, дулдурма (домашняя колбаса), мучное.Во внутреннем дворике каждого дома обязательно

Пища для молоха

Пища для молоха

Конная атака. 1870 г.Мы одинаково боремся как с капитализмом, так и с милитаризмом, внутренняя связь которых для нас совершенно ясна, но наше оружие против капитализма несравненно острее того оружия, которое мы употребляем против милитаризма. Далеко не с

Пища
Разве могли они не обладать особыми вкусовыми ощущениями, коли сама основа питания так отличалась от нашей? Почти сплошь вегетарианцы, эти ремесленники и земледельцы, обслуживавшие микенские дворцы, — мужчины, женщины и дети, в силу обстоятельств не склонные к

Пища и питье

Пища и питье
В деревянных, берестяных и кожаных сосудах можно было хранить продукты. Вероятно, их широко использовали и при подаче еды «на стол». Однако варить в таких емкостях пищу было нельзя. Поэтому рацион эпохи палеолита поневоле ограничивался сырыми, жареными или

Глава двенадцатая Жилище и ежедневная жизнь

Глава двенадцатая
Жилище и ежедневная жизнь
Дома древних скандинавов во многом различались постройкой от нынешних. Дом составлял длинный четвероугольник, обе длинные стороны которого обращены были к югу и северу. В дом вели два главных входа: один — с восточной стороны,

Пища
Приготовление пищи сложностью не отличалось. Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер,

III. Пища

III. Пища
Египтяне знали плодородие своей земли и не боялись никакой работы, но страшились голода и знали, что за слишком слабым или слишком сильным разливом Нила последует недород, урожай будет скудным. Правители обязаны были, как советовал Иосиф фараону, истолковав его

ПИЩА
Хлеб из ржаной муки пекся кислый на квасу (дрожжи). В Несторовом житии Феодосия читается: «бесы овогда муку разсыпающе, иногда же поставленный квас, на устроение хлебом, разливаху».Вот еще какие там встречаются слова и выражения, относящиеся к пище и ее приготовлению:

Растительная пища

Растительная пища
Хотя ни о каком вегетарианстве славян-язычников, таким образом, не может быть и речи, все же главную их пищу составляли хлебные злаки, стручковые и овощи. Что выращивали славяне, мы подробнее рассмотрим дальше в главе VIII. Здесь же хочу ограничиться лишь

Ежедневная практика

Ежедневная практика
Лошади должны иметь достаточно возможностей для движения. Поэтому при оценке хозяйства следует учитывать не только размер и чистоту денников или групповых боксов, но и всю комбинацию построек и выгулов, возможности для контакта животных между собой

Пища
Этнические традиции в пище проявляются в различных аспектах этой сферы материальной культуры. Они могут находить свое выражение в том, что едят; каким способом готовят пищу; как и с помощью чего едят и т. д. Основу рациона древних китайцев составляло зерно. Мы знаем,

Намаз — ежедневная ритуальная молитва

Намаз — ежедневная ритуальная молитва
Религиозные предписания в исламе служат установлению прочных связей между человеком и Богом, человеком и обществом, а также человеком и окружающей средой. Взаимоотношения в каждой из этих систем строятся на том, что человек

ТрадицииПравить

Известны гадания с рождественской кутьёй.

Традиция готовить кутью, вероятно, имеет корни ещё с языческих времен, когда такое блюдо было жертвенным, «пищей умерших предков», поэтому является проявлением остатков культа предков.

ЭтимологияПравить

Сейчас часто можно услышать, что она больше не актуальна для современных верующих, и «соблюдается потому, что соблюдается». На самом деле это не так. Ведь этот молебен – память о чуде святого, явленном в древности – значит, повод еще и еще раз подумать о великих Божиих делах. И, конечно, благословение постящимся, завершающим строгую первую седмицу Четыредесятницы.

Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святы́й му́ченик Фео́дор ра́довашеся;/ огне́м бо всесожже́гся,/ я́ко хлеб сла́дкий Тро́ице принесе́ся./ Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Велики веры свершения! Во источнике пламени, как на воде отдохновения, святой мученик Феодор радовался. Ибо он, в огне сожженный, как хлеб приятный был Троице принесен. Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

Ве́ру Христо́ву, я́ко щит, вну́трь прии́м в се́рдцы твое́м,/ проти́вныя си́лы попра́л еси́ многострада́льче,/ и венце́м Небе́сным венча́лся еси́ ве́чно,// Фео́доре, я́ко непобеди́мый.

Перевод: Веру Христову, как щит, приняв внутрь, в сердце твое, ты силы враждебные попрал, многострадальный, и венцом небесным увенчан был навеки, Феодор, как непобедимый.

Велича́ем тя,/ страстоте́рпче святы́й Фео́доре,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́/ претерпе́л еси́.

Молитва великомученику Феодору Тирону

О, пресла́вне, великому́чениче Фео́доре Ти́роне. Услы́ши моле́ние на́с ве́рных, велича́ющих тя́ и в смире́нии свое́м взыва́ющих к тебе́ от всея́ души́. От ю́ности показа́вый пла́менную ве́ру во Христа́ Го́спода и ра́ди нея́ жи́знь свою́ положи́вый, пода́ждь и на́м моля́щимся тебе́ душе́вныя си́лы, во е́же блюсти́ во вся́ дни́ чистоту́ пра́выя ве́ры. Запечатле́вый му́ченичеством испове́дание ве́ры в пещи́ о́гненней, бу́ди на́м о́бразом в ре́вности пропове́дывания И́стины Христо́вой. Огради́вый ве́рных от греха́ язы́чества и отсту́пничества, соблюди́ и на́с чи́стыми от ерети́ческих ко́зней и вся́каго диа́вольскаго наважде́ния. О, Преблаже́нне, великому́чениче Фео́доре, свои́м предста́тельством у Престо́ла Всевы́шняго умоли́ Го́спода Бо́га, да пода́ст на́м благода́тныя си́лы, во е́же напра́вити пути́ жи́зни на́шея по Сло́ву Бо́жию во спасе́ние ду́ш на́ших. Я́ко да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим все́х благи́х Исто́чника и Даропода́теля Бо́га, Еди́наго, в Тро́ице Святе́й Сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • Страдание вмч. Феодора Тирона в изложении свт. Димитрия Ростовского.
  • Лопухин А.П. Коливо //Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12. С. 905-928 с

Как приготовить дома

Коливо можно сделать не только на основе пшеницы, но также и других злаков – например, риса. Но вот «классический» монастырский рецепт из мужской обители Архангела Михаила, что в селе Козиха:

«Важно: пшеницу нужно  заранее замочить и отварить, чтобы непосредственно перед службой можно было украсить блюдо и оно было полностью готово!

  • пшеница в зернах — 500 г;
  • орехи — по 150 г в ассортименте;
  • изюм, курага, чернослив — по 150 г;
  • мак — 100 г;
  • мёд — 4 полных ст. л.;
  • сухари пшеничные — 300 г;
  • сахарная пудра.
  • Накануне с вечера приготовить все сухие ингредиенты: орехи и сухари перетереть в крошку, пшеницу замочить на ночь.
  • Важно правильно рассчитать время приготовления, т.к. пшеница быстро высыхает и становится жёсткой.
  • Размоченную пшеницу довести до кипения и варить на слабом огне, пока пшеница не станет мягкой. Не переварить в кашу!
  • Готовую пшеницу высыпать на дуршлаг, чтобы слить всю жидкость. Окончательно охладить и подсушить.
  • В большой ёмкости приступить к “сборке”. Поочередно смешивать все составляющие колива.
  • Тёртые сухари добавлять обильно, чтобы впитали влагу (коливо должно быть рассыпчатым, а не мокрым).

Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

Фото из архива пресс-службы Удмуртской епархии

Заключительный этап: на красивое большое блюдо выложить коливо, выравнивая и слегка утрамбовывая. Посыпать сверху сухарями и закончить слоем сахарной пудры. Украсить сухофруктами, орехами, сахарной пудрой. При желании можно добавить корицу. Также для украшения можно использовать трафарет».

Блендер для кухни Strive For Greatness /для быстрого приготовления смузи. Максимальная мощность
5000 Вт
Емкость кувшина —
2.5 л.
9-ти уровневая регулировка скорости.

Блендер COMFEE CF-BL9001
Мощность -500 Вт
2 скорости.
Емкость -1,5 л. Дополнительные насадки-измельчитель, кофемолка

Погружной блендер Comfee CF-BL801
Компактный, недорогой, но мощный помощник. Максимальная мощность
1200 Вт
2 скорости
Насадки — венчик для взбивания, измельчитель
В комплекте-мерный стакан

Погружной блендер VITEK VT-3407, белый. Кухонный помощник серии Экономкласс. Не самая маленькая мощность — 800 Вт — для коктейлей, пюре и смузи — более чем достаточно

(перенаправлено с «Коливо»)

Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

Современная кутья с середины XX века

Чем отличается коливо от кутьи и сочива

По сути, ничем. Кутья, сочиво – просто славянские именования одной и той же пищи, самой простой в приготовлении – одной стороны, глубоко символичной – с другой. Именно поэтому она употребляется:

  • в дни накануне Рождества и Крещения Христова (это «сочельники» от слова «сочиво») – как самая простая, не требующая многих трудов, и в то же время питательная и постная – как раз то, что нужно христианам в конце для строгого воздержания от еды и питья;
  • на поминках, так как зерно – древний символ жизни, мед, фрукты – сладости и изобилия Рая.

Когда освящают в храме

Хотя день памяти св. Феодора – суббота, литургия Преждеосвященных Даров (по сути, Вечерня, на которой происходит Причастие Святыми Дарами, освященными в воскресный день), причем соединяется с Утреней и Часами. Таким образом, получается, что освящение колива происходит не утром субботы, а в первой половине дня пятницы – именно тогда оканчивается литургия Преждеосвященных Даров.

Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

Фото пресс-службы Симферопольской и Крымской епархии

В 2023 году вмч. Феодора Тирона Церковь вспоминает три дня подряд: четверг, 2 марта — День памяти (непереходящая дата), 3 марта, пятница — освящение колива, 4 марта, суббота — переходящая дата празднования выпадает на первую неделю Великого поста.

Свое нести или в церкви дадут?

Исходя из исторического события, которое воспоминается, логично приготовить коливо дома и принести на освящение. Вместе с тем, пищу также, как правило, при храме, чтобы раздать желающим.

Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

Таким образом, возможны оба варианта: можно прийти в храм со своим коливом и освятить его. В этот день православные начнут трапезу с этого блюда

Как проходит молебен

По окончании службы духовенство выходит на средину храма, где уже установлены сосуды с коливом. Сам молебен начинается с молитв Св. Троице, двух псалмов (142 и 50) и песнопений святому. Затем читается канон вмч. Феодору Тирону и молитва ему, величание святому. После этого следует благословение колива.

Коливо и литургия преждеосвященных даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

Как проходит освящение колива в храме. Фото из архива пресс-службы Удмуртской епархии

О чем молится священник во время освящения

Он обращается к Господу – подателю всех благ, прося благословение на «семена сия с разли́чными плоды́», «я́ко в сла́ву Твою́ и в че́сть свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия предложи́шася от Твои́х рабо́в и в па́мять во благочести́вой вере сконча́вшихся», просит благословить и верных, вкушающих коливо.

Служебник, Чин благословения колива

Иерей читает молитву над коливом:

ЛитератураПравить

  • Кутия // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Кутья / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 69–71. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Передольская А. А. Об отражении обряда «всезерния» в терракотах V в. до н. э., найденных в Северном Причерноморье // Материалы по археологии Северного Причерноморья в античную эпоху. — М.: Издательство АН СССР, 1954. — Т. 2. — С. 115—122. — 216 с. — (Материалы и исследования по археологии СССР. № 33).
  • Петровский А.В. // Православная богословская энциклопедия. Приложение к духовному журналу «Странник». — Петроград: Тип. А.П. Лопухина, 1911. — Т. 12. — Стб. 284. — 497 с.
  • Похлёбкин В. В. // Кулинарный словарь. — М.: Издательство «Э», 2015. — С. 176. — 456 с. —  — ISBN 978-5-699-75127-3.
  • // Культура питания. Энциклопедический справочник / Под ред. И. А. Чаховского. — 3-е издание. — Мн.: «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки», 1993. — С. 146. — 540 с. — ISBN 5-85700-122-6.
Оцените статью
ДомоПёк.ру
Добавить комментарий